Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

КОПЕНГАГЕНСКАЯ АНОМАЛИЯ

Его религиозно-философская доктрина требует внимательного изучения ее существа и социальной функции, а не копания в интим­ных деталях его биографии, как бы занима­тельны они ни были.

При любом отношении к идейному со­держанию и философской ценности воззрений Кьеркегора нельзя не признать, что это был человек большой умственной одаренности, владеющий необычайным литературным мас­терством. Немного можно назвать философов, владевших таким стилистическим даром и изобретательностью. Художественные обра­зы, метафоры, скрупулезный психологический анализ, ирония, то горькая, то язвительная и саркастическая, поэтическое воображение, взволнованность, мучительное раздумье, эк­зальтация, назидательный пафос проповедника и презрительное обличение — всем этим в совершенстве владело перо Кьеркегора, все эти средства искусно использовались им для воздействия на читателя, для внушения ему своих убеждений и верований. Не только дневники, но и все литературные произведе­ния Кьеркегора — эстетические, философские, религиозные — интровертированы, устремле­ны на самого себя, обращены внутрь, к соб­ственным переживаниям, преломлены сквозь призму своего внутреннего мира. Это как бы вулканические извержения бурлящего и ки­пящего самоанализа и самобичевания. «Ка­залось бы, я пишу такие вещи, от которых должны рыдать камни, — писал Кьеркегор в своем «Дневнике» (7, 311), — но они лишь смешат моих современников». Уж очень чуж­ды были его убеждения здравому смыслу и трезвому рассудку.

Весьма характерно для литературной ма­неры Кьеркегора, что все свои основные про­изведения (исключая религиозные проповеди «Назидательных речей») он публиковал под различными псевдонимами. Начиная с «Ли­бо—либо», Кьеркегор выступал под десят­ком различных псевдонимов, притом даже ан­титетичных (Климакус  и Анти-Климакус). Это делалось вовсе не для того, чтобы скрыть свое авторство. В качестве «автора авторов» он, как бы поворачиваясь, показывал себя с разных сторон, в разных ролях, перевопло­щаясь и моделируя различные аспекты и гра­ни настроений и переживаний. Мало того, не довольствуясь  авторскими  псевдонимами,  он

строил свои произведения порой как box into box  (шкатулка  в  шкатулке), по  выражению его биографа (58,  149), как бы в несколько слоев (наподобие матрешек, сказали бы мы). Так, в «Либо—либо» автором назван Виктор Эремита,   публикующий   бумаги   А   и   бума­ги Б асессора Вильгельма, а Л   в свою оче­редь публикует обнаруженные им бумаги ав­тора «Дневника обольстителя». Очень метко эти литературные конструкции были названы «театром марионеток» (94, 18). За кулисами, дергая    нити    марионеток,    стоит    незримый «Единичный» — Серен Кьеркегор.

Действующих лиц в его кукольном театре много, а исполнитель один, он же и постанов­щик, и сценарист. А мизансцена определяет­ся... ступенями лестницы, ведущей душу к  небу. При всей многоликости персонажей и жан­ров,   используемых   Кьеркегором,   неизменна основная   тенденция   его   произведений — ре­лигиозный христианский фанатизм. При всем многообразии   его   литературных   произведе­ний, при всех свойственных им вариациях и модуляциях  их устремление,  направленность неизменны.   «Часто   кажется,   будто   Кьерке­гор вообще не писал различных книг, а лишь на разные лады переписывал одну и ту же книгу» (93, 164).

Вопреки нескончаемым сомнениям, одоле­вавшим Кьеркегора, у него не было сомнения в  одном:   в своей  гениальности.  «Я  отлично знаю, — утверждал   он   уже   в   начале   своей  литературной   карьеры, — что   в   данный   момент я самая одаренная голова среди всей молодежи...» (7, 164). А через пять лет:  «То, > что я являюсь писателем, который безусловно окажет честь Дании, это твердо установ­лено...» (7, 315). И еще год спустя: «О, после моей смерти одного «Страха и трепета» будет достаточно, чтобы сделать мое имя бессмерт­ным» (7, 409). А в посмертно изданном произведении «Взгляды на мою литератур­ную деятельность» мы читаем: «Если моему времени не суждено меня понять, ну что же, я принадлежу в таком случае истории...» (6, 33, 91).