Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА

На самом же деле, по Шеллингу, правиль­но понятая и должным образом оцененная негативная философия требует своего пози­тивного преодоления. В этом и заключается адекватное самопознание негативной философии. «Негативная философия кончает тем, что требует позитивной...» «В позитивной фи­лософии негативная достигает своего триум­фа» (лекции 14 и 20). Первая, как самоогра­ничение разума, постигшего свои пределы, служит мостиком ко второй.

В каком отношении находится позитивная философия к разуму? Ответ на этот решаю­щий для Шеллинга вопрос служит демарка­ционной линией между обеими философиями. В негативной философии, говорит он, разум соотносится лишь с самим собой, тогда как в позитивной он вступает в отношение с са­мой действительностью. Иррациональность бытия противостоит, таким образом, рацио­нальности логического мышления.

Перед нами критика справа исторического свершения диалектического идеализма, соз­давшего логику, способную познать рацио­нальность того, что многими до нее (а у Шеллинга после нее) признавалось иррацио­нальным в самом бытии. Идеалистическая деформация Гегелем бытия, отождествление его с мышлением подвергаются здесь критике не за идеализм, а за рационализм. Логика отвергается не потому, что она претендует на первичность по отношению к действитель­ности, а потому, что она претендует на пости­жение действительности, на ее адекватное от­ражение.

Уже Энгельс обратил внимание на то, что Шеллинг, обвиняя разум в том, что он «не в состоянии познать ничего действительного», имеет в виду прежде всего непостижимость для разума «бога и тайны христианства» (1, 449). Основной порок рационального познания состоит, по Шеллингу, в том, что оно «ничего не ведает о религии, о подлинной ре­лигии, которую оно не содержит в себе даже как возможность» (лекция 14). Критика диа­лектической логики ведется Шеллингом с по­зиции метафизического иррационализма. Фи­лософия вырождается в теософию. Логическая необходимость есть не что иное, как извлеченная из природы вещей и переработанная в человеческой голове естественноисторическая закономерность. Детер­минизм является неотъемлемым интеграль­ным элементом диалектической логики при всем различия его понимания в идеалистиче­ской и материалистической диалектике. Но детерминизм в диалектической логике с ее принципом самодвижения качественно отли­чен от метафизического и механистического детерминизма, тяготеющего к фатализму.

Отвергая вместе с панлогизмом рацио­нальность бытия, Шеллинг отбрасывает как логическую необходимость, так и всеобщую закономерность, воскрешая метафизическую антиномию свободы и необходимости. Если негативная философия как учение о сущности есть система необходимости и рационализма, то в противовес ей позитивная философия как учение о существовании есть система сво­боды и откровения (см. 71 и 74). В своей 24-й лекции Шеллинг утверждал, что такое понимание вопроса отнюдь не противоречит диалектике, напротив, «диалектика принадле­жит, собственно говоря, свободе и тем самым позитивной философии». Но в таком истол­ковании диалектика теряет свой характер диалектической логики и перестает быть тем, что она есть на самом деле, — высшей формой рационализма. Диалектика вырождается в собственную противоположность (как впо­следствии в неогегельянском иррационализ­ме) — в алогизм. Последний  принимает у Шеллинга явную форму мистики, чудо­творного божественного произвола, царящего в действительности.

Куда деваются христианские категории в чисто логическом мире необходимости — ставит Шеллинг вопрос ребром (см. 71, 22). Свобода выступает против необходимости, как христианская категория против логиче­ской категории. Наперекор самодвижению как имманентной логике бытия выступает тво­рение, «основанное на воле божьей». «Воля есть первоначало бытия (Ursein)» (лек­ция 27).

Таким образом, порывая с диалектической логикой и рационализмом вообще, Шеллинг тем самым представляет действительность не как сферу познаваемой разумом объективной закономерности,