Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

АНТИ-ГЕГЕЛЬ

в смысле субъективной диалектики.
       Тем не менее Кьеркегор представляет себя  ревнителем диалектики. «Я, —  пишет он, — по   природе своей   врожденный   диалектик»   (6,  33, 150). Всю свою литературную деятель­ность он считает «от начала до конца диа­лектической» (6, 33, 29). Мы встречаем у него такое уверение: «...я весь состою из сплошной диалектики» (9, 2, 82). Но его «диалектика» непримирима не только с систе­мой Гегеля, но и с гегелевским диалектиче­ским методом. «Изобретенный Гегелем абсо­лютный метод, — по словам Кьеркегора,—уже в логике — сомнительная вещь, будучи по­истине блистательной тавтологией; метод этот всяческими уловками и чудотворными  выходками пришел на помощь научным предрассудкам» (6, 10, 74).

Подавляющее  большинство  къеркегороведов   (в  том  числе  и  не  приверженцев  экзи­стенциализма)  признает Кьеркегора подлинным диалектиком. Анна Паульсен характеризует Кьеркегора как  «диалектика в высокой степени»   (85,  432).  Для  В.  Анца  «Кьерке­гор   и   Гегель— оба   диалектики»    (29,   70).
И. Боген уверяет, будто «Кьеркегор пользо­вался «диалектическим» в гегелевском смысле методом»  (38, 383). Мало того, по его мнению,   «Кьеркегор  был  рационалистом  точно в  том  же  смысле,  что  и Гегель»       (38, 374). Фашиствующий   ницшеанец   Беймлер   дошел даже до утверждения, что Кьеркегор превзошел  Гегеля  в  последовательном  применении диалектического метода. Надеемся, что последующее   изложение   убедит   читателя,   сколь далеки от объективной истины эти утверждения.  Ключом   для   решения   проблемы   «диалектики» Кьеркегора служит нам  ленинский принцип  нерасторжимого  единства  логики и
диалектики.

        Кьеркегор претендует на развитие анти-гегелевской диалектики — диалектики, веду­щей свое происхождение от Сократа. У нас бытует обозначение диалектики Гегеля как «второй исторической формы диалектики». Между тем даже элементарное знакомство с историей античной философии обнаружи­вает в ней не одну, а две различные формы диалектики (если отвлечься от учения элеатов, которое Гегель также характеризует не как антидиалектику, а как особого рода «субъек­тивную диалектику»): объективную гераклитовскую стихийно-материалистическую диа­лектику бытия и субъективную идеалистиче­скую сократическую диалектику познания. Диалектика Гегеля как вершина классическо­го немецкого идеализма представляет собой поднятую на неизмеримо более высокий уро­вень третью историческую форму диалекти­ки. Говоря, что «нет ни одного положения Гераклита, которого я не принял в свою Ло­гику» (16, 12, 246), Гегель и прав, и неправ, ибо, освоив, развив и углубив диалектику Гераклита, он лишил ее материалистического существа. Вместе с тем субъективная логика Гегеля неразрывно связана с его объективной логикой и тем самым существенно отлична от сократической диалектики — богаче, разно­стороннее и глубже ее. Идеалистически пере­работанная объективная диалектика синтези­руется с объективно обоснованной субъек­тивной диалектикой как методом и теорией познания. Кьеркегор справедливо назвал ее «абсолютной диалектикой». Вот почему вы­сокая оценка гераклитовской диалектики — «Здесь перед нами открывается новая земля» (16, 9, 246)—сочетается у Гегеля со столь же высокой оценкой сократической диалекти­ки: «Сократ вообще является великим пово­ротным пунктом истории»  (16, 10, 88).

         Кьеркегор, отрицая диалектический метод Гегеля, противопоставляет ему сократическую диалектику:   «...во  всяком  случае  достоверно то, что у него (Гегеля) нет абсолютно ничего общего с Сократом» (6, 16, II, 63). Всячески принижая гегелевское учение и обрушиваясь на  него,   Кьеркегор  восторженно  отзывается о  Сократе,  называя  его  своим  учителем   (6, 33, 48). «Единственный, кто меня утешает,— это Сократ» (6, 16, I, 152). «О, величайший из  всех  людей,  старый  Сократ...» — воскли­цает он (7, 457). «Вне христианства Сократ— один-единственный — ты,   благородный,   пря­модушный мудрец, ты был действительно ре­форматором»   (7,   598).   «...Ты  единственный человек, которого я с восхищением признаю как   мыслителя...» — писал   он   перед   самой смертью (6, 34, 329).

Что же прельщает Кьеркегора в Сократе и отвращает его от Гегеля? Прежде всего, понимание самого предмета философии, раз­рыв со всей ионийской линией развития — от Фалеса до Демокрита, с философией, стремя­щейся к научному миропониманию.